Детский сад №3, г.Вяземского

доп шахматы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ШАХМАТЫ

для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет

на 2 учебных года

 

 

 

 

 

Разработчик программы

Малафеева Л.Н., воспитатель

 

 

 

 

г. Вяземский

2018 год

Содержание

1

Комплекс основных характеристик ДООП

3

1.1

Пояснительная записка

3-7

1.2

Цель и задачи программы

7

1.3

Учебно-тематический план

7 - 12

1.4

Содержание программы

12 - 24

1.5

Планируемые результаты

24

2

Комплекс организационно – педагогических условий

24

2.1

Условие реализации программы

24 - 25

2.2

Формы аттестации

25

2.3

Оценочные материалы

25 - 26

2.4

Методическое обеспечение

26 – 27

2.5

Рабочая программа

27

2.6

Календарный учебный график

27

3.

Список литературы

28

 

Приложения

29 - 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Комплекс основных характеристик ДООП

 

1.1Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы:

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный шахматист» (далее – Программа) имеет физкультурно-спортивной направленность.

Программа – модифицированная, составлена с учетом программы И.Г. Сухина «Шахматы полный курс для детей». Уровень освоения стартовый.

Направление программы – спортивные игры.

Актуальность: Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с дошкольного возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Кроме этого, начальное обучение игре в шахматы максимально просто и доступно дошкольникам.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Ребенок узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использовать шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка -  дошкольника. Ранее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим.

Отличительные особенности Программы. Предложенная программа  составлена на основе дошкольного шахматного учебника автора  И.Г. Сухина «Шахматы полный курс для детей», который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре.  В программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны  дошкольникам.

Адресат программы: Программа составлена на возраст детей 5-7 лет. Особенностями данного возраста являются: проявление произвольности всех психических процессов, переход к младшему школьному возрасту, проявление кризиса 7 лет, повышенная чувствительность. Ведущим продолжает оставаться наглядно – образное мышление.

Требований к состоянию здоровья нет.

План Программы составлен с учетом психо–физиологических особенностей детей 5 – 7 лет.

Состав постоянен. Комплектация состава зависит от предпочтений и пожеланий детей.

 Характеристика особенностей развития детей старшей группы (5-6 года), значимые для реализации программы.

В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений).

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация. Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным.

Характеристика особенностей развития детей подготовительной к школе группы (6-7 года).

К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания. Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

Объем программы: Форма обучения очная. Продолжительность занятия составляет 1 академический час (для первого года обучения для детей 5 – 6 лет – 25 минут; для второго года обучения для детей 6- 7 лет  – 30 минут).

Объем программы и режим работы можно представить в виде таблицы.

Период

Продолжительность занятия

Кол – во занятий в неделю

Кол – во часов в неделю

Кол – во недель

Кол – во часов в год

1 год обучения

1 час

1

36

36

2 год обучения

1 час

1

36

36

Итого по прогр.

 

 

 

 

72

Формы организации образовательного процесса: Применяются групповые, парные формы проведения занятий.

В занятия программы включены разные виды игр: дидактические, игры – соревнования, ситуативные, подвижные.

Срок освоения Программы: Срок реализации программы составляет 2 учебных года.

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, в понедельник, во вторую половину дня.

1.2.  Цель и задачи Программы

Цель - Знакомство детей с игрой «шахматы»; формирование первичных умений игры в шахматы.

Задачи Программы:

- Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы.

- Познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями.

- Познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр)

- Познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.

- Дать представления и формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур)

- Учить детей играть шахматными фигурами не нарушая правил.

- Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья).

1.3 Учебно–тематический план

Первый год обучения

Основные разделы программы

Кол – во

часов

1

Диагностика

5

2

Теоретическая часть

7

3

Практическая часть

7

4

Теоретико – практическая часть

17

Всего часов

36

 

№ раздела программы

Наименование тем

Кол – во часов

Форма организации занятия

Форма контроля

1

1

мониторинг

1

индивидуальная

анализ

2

1

мониторинг

1

индивидуальная

анализ

3

2

Общее понятие о шахматах

1

групповая

 

-

4

2

Шахматная доска

1

групповая

-

5

4

Шахматная доска «Проспекты, улицы, переулки шахматной доски»

1

групповая

 

6

4

Шахматная доска «Проспекты, улицы и переулки волшебной страны»

1

групповая

7

3

Шахматная доска

1

групповая

наблюдение

8

2

Шахматные фигуры

1

групповая

9

4

Шахматные фигуры

1

групповая

10

2

Ладья

1

групповая

11

4

Ладья

1

групповая

12

4

Слон

1

групповая

13

4

Слон против слона

1

групповая

14

4

Ладья против слона

1

групповая

15

3

Ладья против слона

1

групповая

наблюдение

16

4

Белый ферзь

1

групповая

17

4

Черный ферзь

1

групповая

18

4

Ферзь против ладьи и слона

1

групповая

19

3

Ферзь против ладьи и слона

1

групповая

наблюдение

20

4

Конь

1

групповая

21

3

Конь

1

групповая

наблюдение

22

4

Конь против ферзя,

ладьи, слона

1

групповая

23

4

Конь против ферзя,

ладьи, слона

1

групповая

24

2

Пешка

1

групповая

25

4

Пешка

1

групповая

26

4

Пешка против ферзя,

ладьи, слона, коня

1

групповая

27

3

Пешка против ферзя,

ладьи, слона, коня

1

групповая

наблюдение

28

2

Король

1

групповая

29

4

Король

1

групповая

30

4

Бей, король

1

групповая

31

3

Бей, король

1

групповая

наблюдение

32

4

Начальное положение

1

групповая

наблюдение

33

3

Шахматная викторина

1

групповая

34

1

Мониторинг

1

индивидуальная

анализ

35

1

Мониторинг

1

индивидуальная

анализ

36

1

Мониторинг

1

индивидуальная

анализ

Второй год обучения

Основные разделы программы

Кол – во

часов

1

Диагностика

5

2

Теоретическая часть

2

3

Практическая часть

10

4

Теоретико – практическая часть

19

Всего часов

36

 

№ раздела программы

Наименование тем

Кол – во часов

Форма организации занятия

Форма контроля

1

1

Мониторинг

1

индивидуальная

анализ

2

1

Мониторинг

1

индивидуальная

анализ

3

3

В стране шахматных чудес

1

групповая

4

4

Превращение пешки в другие фигуры

1

групповая

5

4

Бьем наискосок

1

групповая

6

4

Игра продолжается

1

групповая

7

4

Ферзь, король, ладья и слон против пешки

1

групповая

8

3

Ферзь, король, ладья и слон против пешки

1

групповая

9

4

Конь против коня

1

групповая

10

4

Ферзь, ладья и слон против коня

1

групповая

11

3

Ферзь, ладья и слон против коня

1

групповая

наблюдение

12

4

Король и пешка против коня

1

групповая

13

4

Шах

1

групповая

14

4

Ставим шах

1

групповая

15

4

Не иди король под шах

1

групповая

16

4

Защита от шаха

1

групповая

17

4

«Рокировка»

1

групповая

18

4

Мат

1

групповая

19

4

Ничья

1

групповая

20

4

Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход

1

групповая

21

4

Владение открытыми линиями. Слабые и сильные поля

1

групповая

22

4

Связка

1

групповая

23

4

Избавление от связки

1

групповая

24

4

Вилка

1

групповая

25

4

Открытое нападение

1

групповая

26

3

Короткие партии

1

Занятие в парах

наблюдение

27

3

Короткие партии

1

Занятие в парах

наблюдение

28

3

Практические задания

1

Занятие в парах

наблюдение

29

3

Практические задания

1

Занятие в парах

наблюдение

30

3

Практические задания

1

Занятие в парах

наблюдение

31

4

Практические задания

1

Занятие в парах

наблюдение

32

2

Великие гроссмейстеры

1

групповая

33

3

Шахматный турнир

1

Работа в парах

наблюдение

34

1

Мониторинг

1

индивидуальная

анализ

35

1

Мониторинг

1

индивидуальная

анализ

36

1

Мониторинг

1

индивидуальная

анализ

 

1.4 Содержание программы

Первый год обучения

Тема, сроки проведения

Развернутое содержание работы (программные задачи)

 

1

Тема:  Монитогринг

Цель: Уточнение уровня  программного материала.

 

2

Тема:  Монитогринг

Цель: Уточнение уровня  программного материала.

 

 

3

Тема:  Общее понятие о шахматах

Цель:  Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей шахмат.

2. Активизировать словарь по теме

3. Вызвать интерес к игре.

Е.П. Быкова стр 12

 

 

4

Тема:  Шахматная доска

Цель: Ознакомление с шахматной доской.

Задачи:

1. Познакомить детей с шахматной доской.

2. Рассмотреть чередование белых и черных полей на шахматной доске

3. Закрепить знания квадрата и количественного счета в пределах 8

4. Активизировать словарь по теме

И.Г. Сухин «Шахматы для самых  маленьких» стр 15

 

 

5

Тема:  Шахматная доска «Проспекты, улицы, переулки шахматной доски»

Цель:  Ознакомление с шахматной доской.

Задачи:

1. Формировать представление о правилах размещения шахматной доски между партнерами

2. Рисование шахматной доски в тетради в клетку, чтобы угловая клеточка слева была белая.

3. Учить штриховать косыми линиями черные поля.

4. Развивать мелкую моторику руки.

5. Познакомить с понятиями  «горизонталь», «вертикаль», «диагональ»

6. Активизировать словарь по теме

И.Г. Сухин «Шахматы» стр 12

 

 

6

Тема:  Шахматная доска «Проспекты, улицы и переулки волшебной страны»

Цель:  Ознакомление с шахматной доской.

Задачи:

1. Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.

2. Разучить специальную веселую считалку, для запоминания вертикальных линий

3. Упражнять детей в произношении латинских букв: А (а), В (бэ), С (цэ), D (дэ), Е (е), F (эф), G (жэ), Н (аш)

4. Учить читать шахматные ноты

5. Активизировать словарь по теме

И.А. Романова стр 14

 

 

7

Тема:  Шахматная доска

Цель:  Ознакомление с шахматной доской.

Задачи:

1. Продолжать  упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.

2. Упражнять детей в произношении латинских букв: А (а), В (бэ), С (цэ), D (дэ), Е (е), F (эф), G (жэ), Н (аш)

3. Продолжать  учить читать шахматные ноты

4. Активизировать словарь по теме

И.А. Романова стр 16

 

8

Тема:  Шахматные фигуры

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Познакомить детей с шахматными фигурами: белые и черные

2. Познакомить детей с названиями шахматных фигур ( ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).

3. Активизировать словарь по теме

И.Г. Сухин «Шахматы» стр 21

 

9

Тема:  Шахматные фигуры

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Продолжать учить с детьми  названия шахматных фигур ( ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).

2. Учить штриховать шахматные фигуры

3. Развивать мелкую моторику руки.

4. Активизировать словарь по теме

И.Г. Сухин «Шахматы» стр 26

 

 

10

Тема:  Ладья

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Познакомить детей с новой фигурой – ладьей.

2. Показать, что при записи она обозначается большой буквой «Л».

3. Познакомить с  начальным положением ладьи

4. Показать позиции фигуры, различные ходы.

5. Развивать внимание, интерес к игре в шахматы.

И.Г. Сухин «Шахматы для малышей» стр 29

 

 

11

Тема:  Ладья

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Закрепление представлений о шахматной фигуре «ладья»

2. Отработка практических навыков.

3. Упражнение в игре – сражении

4.  Формирование внимания, умения работать по образцу.

5. Развитие интеллектуальных способностей.

И.А. Романова стр 20

 

 

12

Тема:  Слон

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»

2. Познакомить с понятиями разноцветные и одноцветные слоны, белопольные и чернопольные слоны

3. Показать место слона в начальном положении.

4. Познакомить с ходом слона, взятием

5. Познакомить с понятием легкая и тяжелая фигура

6. Учить самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.

И.А. Романова стр 24

 

13

Тема:  Слон против слона

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Закрепление представлений о шахматной фигуре «слон»

2. Отработка практических навыков.

3. Упражнение в игре – сражении.

4. Формирование внимания, умения работать по образцу.

5. Учить детей решать шахматные позиции

6. Развитие интеллектуальных способностей.

7. Развивать способность самостоятельно принимать решения.

И.Г. Сухин «Шахматы для самых  маленьких» стр 40

 

14

Тема:  Ладья против слона

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Закрепление представлений о шахматных  фигурах «слон» и «ладья» и начальном местоположении

2. Учить детей решать шахматные позиции

3. Развивать способность самостоятельно принимать решения.

И.Г. Сухин «Шахматы для самых  маленьких» стр 47

 

 

15

Тема:  Ладья против слона

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Отработка практических навыков.

2. Учить детей решать шахматные позиции

3. Развивать способность самостоятельно принимать решения.

4. Развитие интеллектуальных способностей.

И.А. Романова стр 24

 

16

Тема: Белый ферзь

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Познакомить детей с фигурой - белый ферзь

2. Познакомить, где он располагается до начала игры,  как он передвигается, в чем заключается его сила.

3.  Практически закрепить передвижение белого ферзя по полю.

4. Воспитывать сосредоточенность, выдержку.

И.Г. Сухин «Шахматы для самых  маленьких» стр 59

17

Тема:  Черный ферзь

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Познакомить детей с фигурой - черный ферзь

2. Познакомить, где он располагается до начала игры,  как он передвигается, в чем заключается его сила.

3.  Практически закрепить передвижение белого ферзя по полю.

4. Воспитывать сосредоточенность, выдержку.

И.Г. Сухин «Шахматы для самых  маленьких» стр 62

 

18

Тема:  Ферзь против ладьи и слона

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Закрепить знания и отработку практических навыков игры ферзем.

2. Развивать логическое мышления, зрительное восприятие, внимание,

3.  Продолжать учить планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ.

И.Г. Сухин «Шахматы для самых  маленьких» стр 68

 

 

19

Тема:  Ферзь против ладьи и слона

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Продолжать закреплять отработку практических навыков игры ферзем.

2. Учить детей решать шахматные позиции

3. Продолжать учить планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ

4. Воспитывать сосредоточенность, выдержку

И.Г. Сухин «Шахматы» стр 67

 

20

Тема:  Конь

Цель: Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Познакомить с шахматной фигурой «конь»

2. Показать место коня в  начальном положении

3. Познакомить с ходом коня, взятием

4. Формирование внимания, умения работать по образцу.

И.Г. Сухин «Шахматы для самых  маленьких» стр 134

 

 

21

Тема:  Конь

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Закрепление представлений о шахматной фигуре «конь»

2. Отработка практических навыков.

3. Учить детей решать шахматные позиции

4. Воспитывать сосредоточенность, выдержку.

5. Развивать ориентировку в пространстве

И.Г. Сухин «Шахматы для самых  маленьких» стр 139

 

22

Тема:  Конь против ферзя, ладьи, слона

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Расширить знания детей о коне: правила его поведения на шахматной доске.

2. Учить детей решать шахматные позиции

3. Отработка практических навыков

4. Развивать сообразительность, находчивость.

5. Развивать ориентировку в пространстве

И.Г. Сухин «Шахматы для самых  маленьких» стр 150

 

23

Тема:  Конь против ферзя, ладьи, слона

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Отработка практических навыков.

2. Учить детей решать шахматные позиции

3. Развивать способность самостоятельно принимать решения.

4. Развитие интеллектуальных способностей.

И.А. Романова стр 81

 

 

24

Тема:  Пешка

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Познакомить детей с пешкой - она не является фигурой.

2.  Объяснить, что белые пешки располагаются на 2-ой горизонтали, а черные – на 7-ой.

3. Учить детей расставлять пешки на скорость, называя вслух поля.

4. Познакомить с  понятиями: ладейная, коневая,слоновая, ферзевая, королевская пешка

5. Объяснить детям, как пешка бьет пешку противника (наискосок, влево или вправо по диагонали), куда она ставится.

6. Познакомить детей с пешечными заповедями: начинай игру центральными пешками по вертикалям: «С», «D», «E», «F», не допускай сдваивания пешек на одной горизонтали, выручай «застрявшую» пешку, стремись добраться до 1-ой или 8-ой горизонтали.

7. Прививать интерес к шахматам.

И.А. Романова стр 86

 

 

25

Тема:  Пешка

Цель:  Ознакомление с шахматными фигурами

Задачи:

1. Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную по

16 января 2019 в 22:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.